Как пандемия изменила бизнес-авиацию
В условиях закрытых границ отрасль пассажирских авиаперевозок попала под наибольший удар — количество рейсов сократилось более чем в 4 раза, и до конца текущего года объем полетов точно не превысит даже половины от аналогичного показателя за прошлый год. На этом фоне для бизнес-авиации открывается ряд позитивных трендов, актуальность которых представляется вполне устойчивой и в будущем.
Запрос на индивидуальную безопасность
Массовые скопления людей, без которых невозможно представить себе терминалы крупных аэропортов и выполняющие регулярные рейсы самолеты, — в контексте посткороновирусной эры отпугивают немалый процент потенциальных пассажиров. Согласно результатам мониторинга общественного мнения, проведенного Gallup International и «Ромир», все меньшее число людей склонны считать угрозу COVID-19 преувеличенной. В исследовании приняли участие 17 тысяч человек в 18 странах, почти три четверти респондентов всерьез озабочены риском инфицирования и готовы предпринимать все зависящие от них меры ради того, чтобы его избежать. Многие люди уже сейчас готовы переплачивать за минимизацию контактов с потенциальными носителями вируса в ходе авиаперелетов. Джет-шеринг предоставляет им такую возможность — за счет отсутствия очередей и минимума людей на борту. Едва ли обострившееся понимание необходимости внимания к собственному здоровью носит сезонный характер — это долгосрочный тренд.
Безальтернативная мобильность
Уже к началу лета увеличение спроса на частные перевозки было зафиксировано более чем в двое, и данная тенденция сохраняется. Формальное «закрытие» неба не стало непреодолимым препятствием для состоятельных россиян, имеющих потребность в вылетах за рубеж. Стоимость перелета из Москвы в Европу по программе джет-шеринга начинается от 2500 евро, что сопоставим с ценой бизнес-класса на регулярном рейсе. При этом при организации перелета джетом учитываются мельчайшие пожелания клиента – от блюд и напитков на борту до музыкального сопровождения и температуры в салоне. Бизнес-джет позволяет сэкономить, в зависимости от дальности перелета, не менее трех-четырех часов за счет отсутствия очередей, ускоренного прохождения формальностей в аэропортах, а также более высокой скорости передвижения самолета в небе.
Кризис традиционной гражданской авиации
Авиаперевозки в посткороновирусную эпоху больше не будут прежними. Во-первых, непонятно, выживут ли вообще лоукостеры — многие из них сократили персонал и «посадили» часть своих самолетов. Во-вторых, по самым оптимистичным оценкам самостоятельное получение доходов авиакомпаниями начнется не раньше лета 2021 года. Сперва восстанавливаться начнут внутренние направления и лишь затем станут оживать международные. Стоит иметь в виду и другой фактор, а именно – господдержку, оказанную авиаотрасли. В марте правительство РФ распорядилось об отчислении полутора миллиардов рублей Росавиации из резервного фонда, пообещав еще 30 миллиардов, а Минфин США выделил на поддержку своей авиаотрасли $58 млрд. Эти меры могут сыграть большую роль и спровоцировать передел рынка, а также национализацию крупных игроков, так же испытывающих колоссальные вызовы — недополученную прибыль и огромные расходы за простой самолетов, требующих постоянного техобслуживания.
Перспективы развития
В условиях риска пандемии потребность в деловых перелетах представляется значительно устойчивее, нежели чисто туристический спрос на воздушные путешествия. В компании Sirius Aero считают, что luxury travel – это тот сегмент, которому гораздо проще восстановиться после кризиса, вызванного закрытием границ, по сравнению в регулярными пассажирскими перевозками. Ведь странам нужно договориться о приемлемых взаимных мерах по контролю и предотвращению любой возможности распространения вируса, а на это уйдет время. При этом самолеты полетят сначала в столицы, тогда как джеты бизнес-авиации уже прямо сейчас спокойно могут совершить посадку практически в любом небольшом аэропорту, где при использовании VIP-терминалов риск заразиться COVID-19 сводится к нулю.
Растущая доступность
Вдобавок, в связи с предсказуемым удорожанием гражданской авиации и, напротив, ценовой демократизацией джет-шеринга — последний становится куда более привлекательным для все большей аудитории людей, прежде не пользовавшихся такими услугами. Sirius Aero не так давно запустила услугу Shuttle-UP!, позволяющую разделить стоимость перелета на авиалайнере с другими пассажирами и не арендовать целый самолет. В текущий момент данная опция доступна по нескольким европейским направлениям, обладающим наибольшим спросом – Лондон, Ницца, Ларнака и некоторым другим. Спрос на такие перелеты растет, и если раньше авиакомпания выполняла один рейс в Ниццу в неделю, то сейчас для желающих посетить Лазурный берег авиакомпания организует несколько рейсов в неделю.
Пандемия очевидным образом изменила расклад сил на рынке между массовыми и частными авиаперевозчиками, ударив по карману первых и, напротив, увеличив спрос на услуги вторых. Бизнес-авиация оказалась в центре внимания большого количества людей, и это представляет для нее отличную возможность обзавестись новыми клиентами и уже в обозримом будущем ощутимо вырастить представленность на рынке авиауслуг.