Пройти там можно: VIP-пассажирам готовят отдельный погранконтроль

Пройти там можно: VIP-пассажирам готовят отдельный погранконтроль

В VIP-залы аэропортов могут вернуть прохождение пограничного и таможенного контроля. С таким предложением в Минтранс обратилась Международная ассоциация аэропортов (МАА). После того как в июле 2015 года такая услуга была отменена, комнаты повышенной комфортности опустели, а воздушные гавани потеряли миллиарды рублей, утверждают участники рынка. С возвращением услуги аэропорты рассчитывают на рост доходов и обещают взамен сдерживать тарифы на обслуживание авиакомпаний. В Минтрансе инициативу поддержали, полагая, что она позволит создать рабочие места и увеличить налоговые сборы. Но эксперты считают, что предоставление преференций по прохождению госграницы позволит аэропортам заработать, но нарушит права тех, кто не может доплатить.

Вне очереди

О том, что в VIP-залы аэропортов необходимо вернуть пограничный паспортный контроль для международных рейсов, говорится в письме исполнительного директора Международной ассоциации аэропортов Сергея Никотина на имя главы Минтранса Евгения Дитриха, отправленном 4 октября. Сегодня звезды кино и шоу-бизнеса, предприниматели и другие состоятельные путешественники, готовые доплатить за комфорт, проходят паспортный контроль в общей очереди.

В документе говорится, что до июля 2015 года, когда такая услуга оказывалась в залах повышенной комфортности, только в крупнейших авиаузлах страны (включая аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга) ими ежегодно пользовались более 80 тыс. человек.

После того, как Погранслужба ФСБ прекратила осуществлять в VIP-залах паспортный контроль, там перестали проводить и таможенные процедуры, отмечается в письме МАА. В итоге, по данным ассоциации, посещаемость комнат повышенной комфортности сократилась более чем на 60%, а ежегодные налоговые отчисления от этого вида деятельности — вдвое.

— Повышение качества обслуживания пассажиров при оказании дополнительных услуг повышенной комфортности в терминалах аэропортов предоставляет существенные неавиационные доходы, необходимые для сдерживания роста тарифов за аэропортовое обслуживание (авиакомпаний), а значит, и роста цен на билеты, — говорится в документе.

Читайте также  Из бизнес-джета в бизнес-класс: как и куда в 2020 году летали богатые россияне

Предложения МАА поддерживают в Минтрансе. Их реализация позволит создать дополнительные рабочие места, а также обеспечит значительные налоговые поступления в бюджеты субъектов, пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства. В Погранслужбе ФСБ и Федеральной таможенной службе (ФТС) на момент сдачи номера на запросы не ответили.

Ранее пограничники при обсуждении вопроса возобновления контроля в VIP-залах международных аэропортов неоднократно заявляли, что осуществление госконтроля в приоритетном порядке будет использоваться коммерческими организациями для извлечения материальной выгоды, следует из материалов Минтранса, с которыми ознакомились «Известия». В них также сказано, что ФСБ в своем докладе по этому поводу признала нецелесообразным проведение на постоянной основе контроля в залах повышенной комфортности.

С доставкой до трапа

В петербургском аэропорту Пулково подсчитали, что возвращение услуги пограничного контроля в VIP-залы позволит увеличить количество их пассажиров более чем вдвое. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе компании «Воздушные ворота Cеверной столицы» (управляющая компания Пулково). Клиенты, которые готовы доплатить за дополнительный комфорт, сейчас могут воспользоваться отдельным входом с возможностью подъезда автомобиля, парковкой, индивидуальной регистрацией пассажира и багажа, а также индивидуальным трансфером до самолета. Им также предоставляют ряд небольших услуг — например, встречу у входа в VIP-комнату и помощь в размещении ручной клади в воздушном судне.

Шереметьево потеряло порядка 1 млрд рублей за то время, пока услуга погранконтроля не осуществляется, сказали «Известиям» в пресс-службе аэропорта. Там, помимо перечисленных выше услуг для VIP-посетителей, доступны бар, ресторан, детские и переговорные комнаты.

В пресс-службе Домодедово сказали, что поддерживают инициативу МАА, не предоставив других комментариев.

В других крупных аэропортах на запросы «Известий» не ответили. Источник в одном из них отметил, что услуга по аренде VIP-зала не является массовой, ею пользуются в основном делегации или бизнесмены для проведения переговоров. Стоимость услуги в Москве составляет 18-27 тыс. рублей с человека, в регионах — от 6 тыс. рублей.

Читайте также  «Настала очередь бизнес-авиации перейти в онлайн-режим»

— Такие залы ориентированы на деятелей крупного бизнеса, науки, культуры, спорта, гостей и участников важных и значимых международных мероприятий. Но они также могли бы быть востребованы и другими клиентами аэропортов, если бы туда вернули погранконтроль, — сказал «Известиям» исполнительный директор МАА Сергей Никотин.

Сделать это было бы логично, поскольку нет смысла доплачивать за комфорт, но при этом стоять в общей очереди на прохождение пограничного паспортного контроля, считает директор научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.

Возобновление услуги не потребует дополнительных трат из бюджета: комнаты для VIP-клиентов уже оборудованы всем необходимым, состав погранотрядов с 2015 года не сокращался. В письме МАА также отмечается, что при возвращении пограничников только от десяти крупнейших аэропортов страны бюджет сможет получать налогов на сумму более 1,5 млрд рублей в год.

Эксперт института экономики транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко сказал «Известиям», что это сильно завышенная оценка. Он подчеркнул, что паспортный контроль в VIP-залах актуален только для крупных аэропортов, поскольку небольшие региональные гавани не получают от этой услуги существенных доходов.

С другой стороны, прохождение границы — государственная услуга, и она не может оказываться кому-либо на приоритетной основе, полагает эксперт. Обслуживание пассажиров в VIP-комнатах, по его мнению, можно возобновлять во время массовых мероприятий, например, как это было при проведении в РФ чемпионата мира по футболу в 2018 году. Снижение популярности комнат для VIP-пассажиров Андрей Крамаренко связывает не столько с отсутствием в них погранконтроля, сколько с общей экономической ситуацией в стране и ценовой политикой на такие услуги самих аэропортов.

Источник: Известия

Добавить комментарий