На машине по России: как доехать из Сибири до Москвы?
Пришлось мне ненароком ехать на своей машине, считай, почти через всю Расею-матушку. Даже и не думал, что на старости лет могу кинуться в такую авантюру, но жизнь — игра, а мы в ней — разменные монетки. Нужно было ехать, а бывалому солдату что? Сказали ехать — значит, поехали.
Маршрут сейчас узнать не проблема — вон сколько сайтов в Интернете. Любой нажимай — и тебе все рассчитают от каждой станции до станции, все версты просчитаны и пересчитаны, даже пронумерованы. Удобно: и расход бензина до капельки подсчитан. Но, конечно, для подстраховки купил и навигатор, тоже хорошая штучка, скажу я вам. Только немного тупой попался ему хозяин, бывало и так, что «я твоя не понимай».
Времени не было подучиться, пришлось навигационную школу проходить в ходе путешествия. Ехал в основном только по ночам. Страшно? Маленько было, особенно, когда на участках дороги машин почти не встречалось — и такое бывало. Темный лес, и ты один на дороге. Жуть. Но ничего — как видите, живой. Почему ночью ехал? Так машин меньше, да и ГИБДД не цепляется.
Сказал «машин мало», а сам думаю: где же это мало, считай, без конца и края одни фуры, вжик… да вжик! И я среди них на своей машинешке. Круто! Но впечатляет. Вот читаешь газеты — и все-то в России развалено, и ничего-то уже нет. Но судя по количеству фур, которые едут и днем, и ночью по федеральным трассам, этого, друзья мои, не скажешь. Ведь они полностью груженые — одни на восток, другие на запад.
Нет, видимо, раз везут товары, али еще что, значит, еще жив народ. На стоянках возле кемпингов собиралось иногда по 50 машин таких, ну и я к ним присоединялся. Не так страшно было. Как и они, отсыпался в основном днем, часа 3 подремлешь и снова в путь. За 4 дня проехал 5 тысяч километров. Если бы, конечно, смена была, еще быстрее мог бы доехать. Да, и неудачно попал, что во многих местах дороги ремонтировали — стояли иногда часами в пробках.
Проехал много, кое-что и повидал. По-разному живет наш народ. Есть места, где побогаче, есть победнее. Встречались и деревеньки, в которых 2−3 избы вросли уже в землю — и все. Как живут, даже не понимаю. Вот еще что примечательно: пока по Сибири ехал, рек больших — е-мое! Реки, так реки — широкие. Что возьми Енисей, что Обь — ширь да раздолье. Но уже проехав Урал, смотрю — написано: река такая-то, а вместо реки — ручеек. И причем повсеместно — нет в Центральной России хороших рек. Обмелели, что ли?
Дороги тоже разные — в одной области лучше, в другой похуже. Но самые лучшие дороги были в Новосибирской области и Татарстане. Высший класс — или мне так повезло? Может, знали, что поеду, и приготовили специально? Но порадовало, что все же есть в России не только направления. Городов много проехал, не все, правда, повидал, некоторые оставались в стороне от трассы, другие только ночью проезжал. Но которые днем по пути были — обязательно заезжал.
И не в обиду будет сказано, но в Сибири да за Уралом строят намного больше, чем в центре. Очень много новых домов, микрорайонов, причем во многих крупных областных центрах. Теперь, побывав уже здесь, в Тульской области да в Твери, думаю: все, наверное, на Москву идет? Мало в этих городах строят, очень много старых домов. Старинные города, но неухоженные.
А самый примечательный город, который встретился на пути — это Мариинск, что находится в Кемеровской области. Чем запомнился? Чистотой. Утро было ранее, а городок буквально вычищен до блеска — дороги сверкали, на улицах — ни бумажки. Да и сам город поразил — дома старинные, одноэтажные, но в хорошем состоянии. Много деревянных скульптур. Видно, что любят жители свой город.
Вот такое было у меня неожиданное путешествие по России.