Почему художник А. Васнецов знал старую Москву лучше, чем историки и археологи?
Для того чтобы узнать, как выглядела Москва много столетий назад, необязательно читать исторические трактаты, достаточно открыть альбом репродукций художника Аполлинария Михайловича Васнецова. Его знания и интуиция были поразительны.
Главный архитектор Государственных музеев Московского Кремля В. И. Федоров отмечал удивительные совпадения результатов археологических раскопок, проведенных в столице в наши дни, с тем, что изображал художник на своих полотнах на рубеже XIX—XX веков.
Аполлинарий, младший брат знаменитого художника Виктора Васнецова, родился в семье священника 6 августа 1856 года в небольшом селе Рябово Вятской губернии. Мальчик рано лишился родителей, и заботу о нем взял на себя старший брат, забравший его в Петербург, где Виктор учился в Академии художеств. Н. Д. Кузнецов, «Портрет художника А. М. Васнецова», 1897 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Аполлинарий тоже собирался поступить в академию, серьезно готовился к экзаменам, но увлекся идеями народников и решил посвятить жизнь просвещению народа. В 1875 году он сдал экзамен на звание народного учителя и уехал учительствовать в село Быстрица, что в Орловской губернии.
В 1878 году разочаровавшийся в народничестве А. Васнецов уезжает к брату в Москву. Первопрестольная произвела на юношу громадное впечатление, впоследствии он вспоминал, что «был поражен видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлем. Жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было „кружение около Кремля“; я любовался его башнями, стенами и соборами». Юношеский интерес перерос в серьезное увлечение и кропотливое изучение истории Москвы.
Но главным увлечением Аполлинария стала живопись. Художественного образования он не имел, но много и старательно учился под руководством брата. Живя в Москве, стал сотрудничать с газетами и журналами, выполняя для них иллюстрации. Летом, живя на даче у брата в селе Ахтырка, много писал с натуры. Освоил пейзажную живопись, особенно хорошо у него стали получаться облака, писать которые он всегда любил. Интерес к небу, особенно к звездному, был у Аполлинария с детства. Недаром он впоследствии стал членом-учредителем Московского общества любителей астрономии, написал об этой интересной науке несколько книг и статей.
Уже в 1883 году А. Васнецов выставляет свои пейзажи на выставке Товарищества передвижников. Причем, одну из его картин приобрел для своей коллекции П. М. Третьяков, а это уже свидетельство того, что художник состоялся как пейзажист. На последующих выставках появляются новые интересные работы художника, написанные после поездок по России. Особенно его привлекают Сибирь и Урал, суровую красоту которых он отразил в цикле картин, получивших широкую известность.
Пришло и международное признание, на Всемирной выставке в Париже картина А. Васнецова «Элегия» была удостоенная большой серебряной медали. Академия художеств присвоила ему звание академика. К началу ХХ века его картины пользуются все возрастающим спросом, их охотно покупают, более десяти полотен приобретает для своей галереи Третьяков.
Чтобы быть ближе к природе, Аполлинарий Михайлович каждое лето выезжает на этюды, подолгу живет на даче у брата или в имении В. И. Танеева под Клином. До старости много путешествует по стране и за рубежом, временами забираясь в такие глухие уголки, где до него не бывал ни один художник. Поэтому его пейзажи так реалистичны и достоверны.
В 1901 году в судьбе А. Васнецова произошло знаменательное событие: он стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, возглавив пейзажный класс. В училище он проработал семнадцать лет, воспитав плеяду прекрасных пейзажистов. Его учениками были В. Мешков, С. Герасимов, Б. Яковлев, В. Крайнев, прославившиеся как пейзажисты уже в советское время. Он не только обучал молодых пейзажистов, но и занимался теорией живописи. Его книга «Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи)» и сегодня читается с интересом, настолько её полемичность перекликается с современными процессами в развитии искусства.
В девяностые годы XIX века Аполлинарий Васнецов начинает работать над художественным отображением истории Москвы. Его первые исторические пейзажи связаны с иллюстрированием «Песни о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова. Затем следуют новые картины и рисунки, появлению каждого из которых предшествует громадная работа по изучению старинных документов, книг, чертежей и карт, «копание» в архивах, участие в археологических раскопках.
«Он постепенно возгорелся настоящей страстью к Москве и весь отдался ее воспеванию — как в современном ее обличье, так и в том представлении, которое у него образовалось на основании преданий и всяких документов о прошлом. Воссоздание Москвы великих князей и царей стало его задачей, и он весь ушел в нее, превратившись в какого-то художественного археолога. Тут ему стало совершенно не до техники, не до вопросов, волновавших в те времена „настоящих живописцев“. Картины у него выходили несколько грубоватые, но в них возродился подлинный дух московский; они убеждали, они служили каким-то средством для совершения путешествия в глубь прошлого», — писал впоследствии о своем друге художник Александра Бенуа.
По большому счету, именно А. Васнецов создал новый жанр в русской живописи — исторический пейзаж. Его работоспособность и стремление следовать исторической правде были поразительны. Чтобы лучше понять и отразить в очередных картинах перспективу московских предместий, он даже поднимался на воздушном шаре.
Его исторические полотна вызывали громадный интерес, и не только у соотечественников. В 1913 году на Международной выставке в Мюнхене золотой медали была удостоена картина Аполлинария Васнецова «Московский застенок. Конец XVI века».
Сегодня редкий учебник по истории России обходится без репродукций его работ. Именно по его картинам «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Улица в Китай-городе» и многим другим мы и представляем себе древнюю столицу России.
Любопытно, что Аполлинарий Михайлович получил признание и среди профессиональных историков, он стал действительным членом Московского археологического общества, многие годы работал в Комиссии по охране древних памятников, уже в советское время был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы.
Стоит отметить, что прекрасное знание истории позволило Аполлинарию Васнецову создать достоверные и колоритные декорации к ряду оперных постановок: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Опричник», «Царская невеста», «Жизнь за царя (Иван Сусанин)».
Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году. Но продолжает жить память о прекрасном художнике. В 1965 году в Москве, в Фурманном переулке, где жил художник, создан Мемориальный музей-квартира. В селе Рябово, где он родился, открыт Дом-музей братьев Васнецовых. В свое время братья Васнецовы создали в Вятке Художественно-исторический музей, которому подарили много своих картин. В наши дни это Кировский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых.